Оглавление:
Бумага — это тот материал, который легко поддается трансформации. Ее можно разрезать, склеить, сложить тем или иным образом. Неудивительно, что многие вида искусства (особенно декоративно-прикладного) связаны с ней. Одним из наиболее увлекательных видов его является оригами.
История оригами
Пра-родиной оригами является, прежде всего, Китай. Ведь именно он подарил всему миру бумагу. Бумагу использовали в основном аристократы, так как ее было сложно изготовить, не каждый мог себе ее позволить. Для аристократа уметь сделать оригами своими руками было хорошим тоном. Из нее делали воздушных змеев, зонтики, делали и более мелкие вещи. Японцы очень многое позаимствовали у китайцев, они же и переняли искусство оригами. Собственно, «оригами» — это японское слово. Украшения оригами представляли в качестве подарков. Позже, к VII в н.э., этот вид искусства попадает к арабам, а уже в IX в. — в Европу, в Испанию. Здесь также оригами становится частью ритуала. До нас дошли испанские пахариты, лодки, шляпы.
Новой вехой в развитии этого искусства считается XIX в., когда Фридрих Фрёбель предложил ввести его в учебный процесс для развития мелкой моторики пальцев у детей. С середины XX в., когда Акира Ёсидзава, мастер из Японии, придумал общую систему обозначений, они стали распространяться по всему миру.
Общие принципы и виды техники
Базовыми принципами техники оригами считается, можно сказать, два «НЕ»:
- не использовать ножницы;
- не использовать клей.
Эти два простых правила относят нас к временам древности, когда едва ли что-либо из этого появилось. В то же время это делает некий вызов для оригамиста.
В классическом стиле все фигуры составляются из квадратной бумаги, и это понятно, так как равносторонняя фигура при складке более удобна, чем разносторонняя.
За всю историю развилось несколько направлений техники оригами:
- простая техника;
- модульная техника;
- техника складывания по развертке;
- техника мокрой складки.
Различие между ними может быть по части процедуры, либо по части построения фигуры.
Простая техника (pureland origami) была разработана оригамистом из Британии Джоном Смитом. Суть ее заключается в том, чтобы посредством самых простых движений – складки «долина» и «гора» – помочь неопытным оригамистам, вставшим на этот нелегкий путь постижения искусства. Фигуры в этой технике получаются лишь приблизительно похожими на свой прототип: многие черты сознательно убираются, потому что усложняют фигуру. Отличительной особенностью данной техники является и то, что здесь складки проводятся на глаз, необязательно задавать следующий изгиб уже сделанным элементом.
Модульная техника, исходя из своего названия, говорит о том, что при создании фигуры создаются из одинаковых или схожих элементов, которые потом скрепляются между собой путем вкладывания. Наиболее распространенным примером этого стиля является кусудама, которая напоминает шар, собранный из разных цветов. В кусудаму вкладывали лечебные травы и подвешивали над кроватью больного. Так как модулей может быть много, они зачастую весьма громоздки, чтобы держаться с помощью силы трения, здесь прибегают к склейке, либо аккуратному сшиванию элементов.
Творческий вызов для оригамистов: Как сделать шары из цветов своими руками?
Техника развертки, или паттернов, стала распространяться в 60-70-е годы прошлого века благодаря энтуазиастам-оригамистам, в частности,Нейлу Элиасу и Роберту Лэнгу. Здесь оригами складывается не по схеме, как сделать оригами поэтапно, а по чертежу, где запечатлены все основные складки. Таким образом, это позволяет относительно «упростить» задачу во время работы со сложными фигурами. На ней запечатлен не только процесс складки, но и то, как ее придумывал мастер. Для новичков не рекомендуется.
Мокрая складка была изобретена все тем же Акирой Ёсидзавой, здесь различие чисто процедурное: во время построения модели некоторые места сгибов аккуратно смачиваются, дабы зафиксировать положение бумаги. Эта техника пытается преодолеть два «недостатка» оригами: неустойчивость и угловатость. За счет воды сгибы становятся более плавными, вместе с тем, скрепление становится более прочным. Опять же, к данной технике стоит прибегать опытным мастерам.
Для того чтобы начать овладевать оригами, нужно немного: бумага и схема. Лист, из которого потом появится модель, подойдет любой плотности от 70 до 90 г./кв.м., то есть обычная принтерная бумага. Для разнообразия можно взять и цветную бумагу. Далее необходимо выбрать схему, желательно не очень сложную. Потому что, поняв, как сделать легкое оригами, вы сможете перейти к более сложным моделям. Главное – следовать схеме, благо, она вполне читаема и понятна.
Итог
Оригами довольно интересный вид работы с бумагой. Изгибы, накладываясь один на другой, могут привести к удивительному результату. Боятся его не стоит, потому что главное здесь – следовать схеме,быть усидчивым и точно сделать то или иное движение, а все развивается в самом процессе.