Оглавление:
- Характеристики моторов для лодок, определяющие выбор
- Мощность мотора
- Размеры мотора
- Двухтактный или четырёхтактный двигатель выбрать?
- Длина дейдвуда
- Система управления мотором
- Электрические моторы
- Выбор производителя мотора
Для многих рыбаков актуальным является вопрос, какой мотор для лодки выбрать, чтобы не «лопатить» по водной глади на вёслах. Стоит лишь несколько раз проплыть по простору водоёма на мускульной тяге, как вопрос о моторе неизбежно появляется.
Независимо от того, будет ли приобретаться моторная лодка уже с механизмом или он потребуется на имеющуюся лодку, рыбаку следует знать, как выбрать мотор для лодки.
Характеристики моторов для лодок, определяющие выбор
Покупатель должен выяснить все основные характеристики двигателя, к которым относятся:- мощность, от которой зависит, какое по величине плавсредство и с какой скоростью оно сможет перемещать по воде;
- размеры двигателя должны быть такими, чтобы он мог вписаться в габариты лодки;
- длина дейдвуда, который также должен соответствовать размерам лодки;
- тип двигателя – двухтактный или четырёхтактный;
- источник энергии – бензин или электричество;
- способ управления мотором.
Большое значение имеет также производитель двигателя, поскольку есть много фирм, которые производят недорогие, но и некачественные двигатели.
Мощность мотора
Для надувных лодок есть моторы, мощность которых может варьироваться от двух до трёхсот л.с. Мощность одноцилиндровых двигателей 2-6 л.с., с ними лодка сможет плыть не быстрее 10 км/час. Причём, если имеется встречное течение, дует сильный встречный ветер, и лодка сильно нагружена, то мощности подобного двигателя может и не хватить. Плюсами одноцилиндровых двигателей является малый вес, компактность, не требуются права на его использование. Он подойдёт только для озёр, спокойных рек и при ловле недалеко от берега. С его мощностью нельзя и мечтать о глиссировании, а при попытках достичь этого двигатель быстро сломается.
Двухцилиндровые двигатели имеют мощность повыше – 8-15 л.с. На холостом ходу они ведут себя достаточно стабильно. Такие двигатели весят около 30 кг. Зато подобный выбор мотора для лодки ПВХ позволяет довольно легко вывести её на глиссирование. Если лодка имеет длину 3-3,6 метра, то такой двигатель для неё является оптимальным выбором. Двухцилиндровый двигатель потребляет в среднем в час от 4 до 6 литров горючего. Обычно при передвижениях на скорости 30 км/ч 10-литровой канистры бензина хватает на весь день, поскольку, двигаясь по глиссаде, лодка тратит меньше топлива, нежели глубоко посаженная в воду. С таким мотором можно добраться до удалённых участков водоёма, прокатиться с ветерком или отправиться в небольшое путешествие.
Видео о том, как выбрать мотор для лодки
Для надувных лодок очень редко используются 20-сильные подвесные моторы, поскольку они не отличаются экономичностью, а их чрезмерная мощность не приносит особой пользы. С помощью такого мотора можно двигаться на высокой скорости даже с приличным грузом или развивать скорость, которая необходима для катания на водных лыжах. Но чаще всего подвесные моторы такой мощности ставятся на металлические лодки.
Матёрые рыболовы стремятся обзавестись для своей лодки двумя двигателями: мощный мотор они ставят для быстрого передвижения по водоёму, а для проведения троллинга меняют его на 5-сильные одноцилиндровые моторы.
Размеры мотора
От мощности и прочих характеристик прямо пропорционально зависят и габариты двигателя. Один вместительный бак для горючего в мощных двигателях уже занимает много места. Для небольших лодок этот параметр становится критическим, поскольку слишком тяжёлый и габаритный мотор будет притапливать корму лодки. Поэтому, решая, какой мотор выбрать для лодки ПВХ, следует сопоставить его габариты с размерами места, предназначенного для его установки в лодке.
Двухтактный или четырёхтактный двигатель выбрать?
Не вдаваясь в подробности принципа действия многотактных моторов, можно просто их сравнить.
Преимущества двухтактных моторов:
- весят существенно меньше, чем четырёхтактные;
- не требуется заливать в картер масло;
- экономичность при обслуживании;
- позволяет перевозку в любом положении.
Минусами двухтактных двигателей являются:
- неровная и шумная работа;
- требуется бензин смешивать с маслом;
- расход топлива увеличен на 20%.
Длина дейдвуда
У нас этот элемент называют «ногой», что гораздо точнее описывает внешний вид этого элемента двигателя, в который входят: дейдвудная труба, скрывающая в себе каналы выхлопной системы и вертикальный вал, обтекатель редуктора и вал гребного винта, который из него выступает.
Дейдвуд нужен, прежде всего, для того чтобы выходное выхлопное отверстие и гребной винт были оптимально заглублены. Если винт будет сидеть мелко и находиться в турбулентном потоке за кормой, то он не разовьёт ожидаемой тяги, а будет, подобно миксеру, бесполезно «перемалывать» воду. Если винт сильно заглубить, то его эффективность намного возрастёт, но начнутся проблемы у выхлопной системы, поскольку из-за возросшего давления упадёт мощность мотора. К тому же излишняя глубина может привести к поломке винта при прохождении над мелями.
Учитывая это, нужно выбрать подходящую длину дейдвуда, которая определяется высотой транца (пластины на корме, к которой прикрепляется двигатель), имеющегося у лодки, яхты или катера.
Надувные лодки, лодки с низкими бортами или имеющие глубокий вырез в районе транца, вполне могут использовать двигатели, имеющие обычную или короткую «ногу» и обозначающиеся буквой «S». Небольшие яхты, малые катера и крупные лодки должны оснащаться удлинённым дейдвудом, обозначенным литерой «L», а для морских катеров, крейсерских яхт могут потребоваться зачастую сверхдлинные «ноги», обозначаемые «XZ».
Идя в магазин, нужно обязательно изучить предварительно паспортные данные на имеющийся катер или лодку, выписав или запомнив размер транца, который будет подходить к параметрам двигателя.
Система управления мотором
Большое значение при установке двигателя имеет система его управления. Румпельная система подразумевает, что направление меняется поворотом самого мотора с помощью ручки. При удалённом управлении используется передаточный механизм. У каждого варианта управления свои особенности, которые по-своему удобны в разных ситуациях.
Удалённое управление используется в длинных лодках, где руль стоит в средней части. В небольших лодочках используются румпельная система управления, которая и более надёжна, поскольку в ней меньше деталей. Поэтому перед тем, как выбрать мотор для лодки ПВХ, нужно определить, какой вид управления для неё больше приемлем.
Электрические моторы
В Европе в последние годы всё более популярными становятся электрические моторы для лодок, постепенно эта мода приходит и к нам. По сравнению с традиционными бензиновыми моторами электрические намного экологичнее и работают бесшумно. Они относительно недорогие – дешевле любых двигателей внутреннего сгорания. Правда к двигателю придётся купить ещё зарядное устройство и аккумулятор, что в сумме будет сопоставимо с бензиновым мотором. Тем не менее, для плаваний на малые расстояния электродвигатель выгоднее, поскольку электричество дешевле бензина. Если брать всё в совокупности, то все равно выходит, что электрические двигатели несколько дешевле бензиновых, к тому же они чрезвычайно просты в эксплуатации. По поводу выбора подходящего зарядного устройства для электрического двигателя должны быть пометки в его инструкции. Главный параметр здесь – сила тока, которую оно способно обеспечить.
Видео об электрических моторах для лодок
Но есть у электрических двигателей и недостатки.Никогда точно неизвестно, на сколько хватит заряженного аккумулятора. К тому же, перед каждым выходом он требует несколько часов на зарядку. Да и не в каждом путешествии такие подзарядки будут возможны.
Выбор производителя мотора
Опыт речников подтверждает, что двигатели Tohatsu хоть недороги, но довольно надёжны, тоже можно сказать о Mercury. Самыми технологичными являются двигатели Honda, а тихими – Yamaha. Всё это хорошо, но не так важно, как то, чтобы лодочный двигатель не ломался и обеспечивал заявленную мощность. Импортные модели двигателей имеют сравнительно равные цены, лишь «Хонда» вылетает вверх по стоимости.
По каким критериям Вы выбираете моторы для лодок, и каким фирмам отдаете предпочтение? Поделитесь своим опытом в комментариях.