Внешняя среда предприятия – это сфера, в которой происходит маркетинговая деятельность хозяйствующего субъекта. Она состоит из нескольких частей.
Первая – это внешние условия и силы, которые определяют хозяйственную деятельность предприятия. К ним относятся:
- международные: правила внешней торговли; законодательство других стран по вопросам проведения торговых операций; международные договора и соглашения;
- регулировочные: политика правительства; система госрегулирования деятельности предприятий, конкуренции, политики ценообразования, рекламирования, другое законодательство;
- технологические: внедрение разработок НТП; интенсивность использования современных технологий;
- экономические: состояние страны (динамика и объемы производства товаров и услуг и их спроса); уровень доходов домохозяйств, налоги, темпы инфляции;
- политические: политическая организация общества; политическая структура;
- экологические: охрана природы;
- конкурентные: виды, формы, динамика конкуренции;
- социальные: демографические, культурные.
Вторая часть внешней среды – это субъекты, с которыми предприятие контактирует и на которые оно определенной мерой может влиять.
Из субъектов второй части внешней среды главными, безусловно, являются потребители, ведь именно их поведение (мотивы покупок, способ и стиль жизни, потребности, платежная способность) – важнейший фактор, который определяет содержание, направление и особенности деятельности хозяйствующего субъекта.
Помимо этого, в ходе исследования второй части внешней среды изучаются следующие субъекты:
- органы госуправления, которые формируют систему правил и норм поведения, а также занимаются регуляцией предпринимательской деятельности;
- акционеры, которые создают и финансируют фирму, и, выходя из своих интересов, распоряжаются собственностью;
- поставщики, которые обеспечивают хозяйствующий субъект необходимыми ресурсами;
- розничная и оптовая торговля, которая предлагает выработанную систему, организацию и сложившуюся практику торговых отношений с покупателями на началах посредничества;
- СМИ, которые обеспечивают хозяйствующий субъект коммуникационными связями с рынком;
- конкуренты, которые действуют на том же рынке, используя аналогичные стратегии;
- контактные аудитории: профсоюзы, партии и другие организации, которых интересует деятельность предприятия и которые могут влиять на его сотрудников;
- страховые, банковские, научно-исследовательские, охранные, транспортные организации.